Пиломатериал, вагонка.

Бани, беседки, дрова

+375333627304

Павловния саженцы купить
ПАВЛОВНИЯ.
Саженцы в наличии.

PAW.BY

Самое быстрорастущее дерево в Мире.

Инкрустация деревом по дереву называется художественная мозаика при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой.

Названия «инкрустация» и «интарсия» часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. Это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация» более широкое. Техника выполнения интарсии та же, что и при выполнении инкрустации, и требует такой же точности и аккуратности. При выполнении деревянной мозаики в технике интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубление, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют, а нижнюю оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. Особенностью интарсии как одного из видов мозаики по дереву является то, что в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Так как инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то ее применяют лишь для украшения дорогих изделий, выполненных из ценных пород древесины. При этом отделка всех поверхностей делается так тщательно, чтобы фон не уступал по красоте вставным украшениям. Украшенная интарсией мебель- предмет роскоши и рассчитана на обеспеченных людей.

В инкрустации шпоном различают нитки (пояски) и мозаичные вставки (интарсии). Нитками называют узкие полосы шпона различной ширины. Мозаичные вставки — это геометрические или графические изображения из шпона различных цветов. Нитки и мозаичные вставки служат для украшения фанерованных поверхностей. Нитки и пояски нарезаются на специальном приспособлении или на станке для фугования кромок шпона, перед фанерованием они склеиваются с другими частями шпона с помощью клейкой ленты. Нитки можно вставлять в поверхность также и после фанерования. Для этого с помощью режущего рейсмуса нужно вырезать из фанерованной поверхности паз, а потом в этот паз вклеить нитку или поясок из шпона. Мозаичные вставки производятся с помощью ножа для интарсии.

При фанеровании состоящих из нескольких частей поверхностей необходимо следить за тем, чтобы листы шпона укладывались особенно тщательно и были защищены от сдвигания. Для этого можно использовать упорные струбцины для шпона. Также возможно наклеивать небольшие колодки из древесины в качестве упоров.

Есть два вида шпона. Менее качественный срезается с поверхности круглого кряжа и имеет вид широких пластин. После очистки и полировки на его поверхности не увидите красивого рисунка, наслоений и сама поверхность будет мертвой, плохо принимающей полировку. Такой шпон нельзя резать на мелкие кусочки для инкрустаций, так как этому помешает множество трещин.

Лучший вид — это шпон продольный резки. Он продается кусками по 2,10 — 2,84 м длиной, до 30 см шириной и подходит для изготовления изделии высокого качества.

Для инкрустации годятся все породы дерева, а для мозаики — только мелкослойные, с не очень заметным рисунком и по возможности одной твердости, что необходимо для удобства полировки мозаики.

Мы перечислим только основные породы деревьев, наиболее подходящие для инкрустации и мозаики.

1) Дуб — цвет древесины обычно желтовато-коричневый, очень красивый; наслоения и блестки крупные и хорошо заметны. Поэтому дуб для мелких мозаичных работ не годится, а подходит лишь для наборного шпона. Дуб легко принимает окраску, усиливающую его натуральный цвет.

2) Ильм, берест — это разновидности одной и той же древесной породы. Древесина старых деревьев грязно-розового цвета, пронизана множеством мелких прожилок и черточек. Несмотря на резкие границы годичных колец, дерево очень плотное и малопористое. Под белым лаком приобретает шелковистость, прекрасно выглядит в инкрустации и в более крупной мозаике.

3) Граб имеет очень плотную беловато-серую древесину; обрабатывается трудно, для мозаики очень хорош, так как имеет маловыразительную текстуру (рисунок); окраске поддается легко, особенно в серовато-коричневые оттенки.

4) Клен дает беловатую древесину с множеством мелких блесток, придающих дереву шелковистый вид. Строение очень плотное, не пористое и не косослойное. Окраску принимает очень хорошо, особенно в нейтральные серые тона.

Есть несколько разновидностей клена. Например, сахарный, который дает шпон, известный под названием «птичий глаз», чрезвычайно красивый и подходящий для инкрустационных работ.

Явор и платан обладают теми же качествами, что и клен, но немного отличаются по цвету и внешности: явор несколько темнее, слои его волнисты, благодаря чему шпон этого дерева хорош для обкладки крупных инкрустаций; платан ввозится из-за границы и отличается от клена розоватым цветом древесины. Древесина этих пород прекрасно смотрится в мозаично-инкрустационных изделиях.

5) Ольха — дерево грязно-оранжевого цвета, достаточно мягкое, но некрасивое. Ольховыми дощечками пользуются очень редко и только в подкрашенном виде.

Зато ольха подходит для заготовки обвязов под оклейку шпоном других пород.

6) Береза как столярный материал распространена в северной и отчасти в средней полосе России. Древесина ее белая или желто-беловатая, плотная, твердая и настолько однородная, что представляется лучшим материалом для сквозной окраски шпона и весьма полезна в изготовлении мелких мозаичных изделий.

Американская береза внешне очень похожа на, нашу, но древесина ее плотнее, тверже и шелковистее, поэтому для мозаичных работ она подходит больше.

7) Карельская береза отличается такой перепутанностью волокон и настолько узловатым и сучковатым строением, что годиться только для крупных вставок в мозаичный набор Карельская береза легко принимает окраску и подсвечивание (как правило, карельскую березу не окрашивают, а используют в натуральном виде). Окрашивается необыкновенно просто, поверхность шпона покрывают цветными чернилами, проутюживают, а затем сушат и шлифуют.

 Персидский орех — это обыкновенное дерево буро-коричневого цвета с более темными прожилками. Оно подходит для инкрустации, несмотря на то, что слишком обыденно. Не утрачивает значения для сплошных, а также наборных фанерных оклеек благодаря тому, что более темные прожилки расположены очень красиво.

9) Американский орех — под таким названием к нам ввозятся из Америки две породы дерева, но, кажется, ничего общего с орехом не имеющие, кроме некоторого внешнего сходства. Одна порода похожа на персидский орех, но значительно темнее, иногда табачно-черного цвета с более светлыми прожилками.

Это дерево очень твердое, превосходно полирующееся и пригодное для штучной оклейки мелких столярных изделий. Очень жаль, что американский орех этого вида ввозится к нам редко и поэтому ценится чрезвычайно дорого, и зачастую его продают под другим названием

Другой вид американского ореха по рисунку дерева совершенно не похож на обыкновенный. Древесина его более мягкая, но массивная, однообразного серо-коричневого цвета, необыкновенно красивого. Обрабатывается и полируется превосходно, хотя гораздо красивее выглядит под восковым покрытием Для мозаики трудно найти более подходящее дерево Особенностью его является сильный запах грецкого ореха, который не исчезает даже со временем.

10) Обыкновенный орешник (лещина) — дерево, заготовки которого можно делать только самостоятельно. Следует использовать только нижнюю часть комля, почти у самых корней, тогда получится полосатый рисунок древесины желтоватого цвета с фиолетовыми прожилками и наслоениями, похожими на черепаху. К сожалению, это дерево очень мягкое, вследствие чего плохо принимает политуру. Тем не менее, для инкрустационных работ оно подходит.

11) Каштан имеет белую, мягкую, даже рыхлую древесину, которую нельзя использовать без обработки, но в крашеном виде она подходит для мозаичных работ, тем более, что при окраске твердость древесины увеличивается.

12) Акация. Есть несколько видов этого дерева. Главный из них — древовидная белая акация (с белыми цветами). Древесина ее — ярко-желтая или даже оливково-зеленая, несколько пористая и слоистая. Дерево замечательно твердое, обрабатывается более или менее хорошо только в сыром виде; не трескается и не коробится; полируется превосходно; является ценным подспорьем в инкрустационном деле.

Желтая акация растет только кустарником Ярко-желтая древесина чрезвычайно подходит для мозаичных работ, но делать из нее дощечки очень трудно из-за небольших размеров стволов кустарника и, кроме того, выгоднее пользоваться крашеным деревом Опилки желтой акации употребляются как красильный материал.

13) Груша, яблоня, слива. Все эти деревья имеют настолько схожую древесину, что ее трудно отличить в шпоне. Наслоения почти незаметны, строение плотное, цвет древесины приятный, розовато-коричневый; рисунка нет. В инкрустационных работах не представляет никакого интереса, а, в мозаичных, иногда употребляется и то лишь потому, что по твердости и плотности их древесина похожа на древесину привозных деревьев, что облегчает шлифовку инкрустаций. Более молодые деревья, особенно яблони, дают, древесину светлую, хорошо принимающую протраву.

14) Чинара. Дерево ввозится к нам с Кавказа. Цвет древесины — кофейно-коричневый с большими темно-коричневыми блестками, раскиданными на поверхности, очень густо Блестки напоминают по твердости дубовые сердцевинные лучи. Такое строение древесины чрезвычайно затрудняет шлифовку, так как основная масса дерева вышлифовывается раньше блёсток, и они выступают наружу в виде бугорков. Полировку чинара принимает недурно. Для вставок в инкрустации годится, а для мозаики — нет.

15) Пальма растет на Кавказе и ввозится к нам в виде кругляков. Дерево канареечно-желтого цвета с едва заметными наслоениями, очень плотное и пригодное для ценных поделок. Но так как древесина никакого рисунка не имеет, то ее на шпон не режут. Гораздо лучше и выгоднее пользоваться другим деревом, ярко окрашенным в желтый цвет.

Корневые наросты пальмы заслуживают самого серьезного внимания, так как дают очень красивые рисунки прожилок, напоминающие отчасти оливковое дерево.

16) Сирень относится к типу деревьев, которые следует заготавливать дома. Древесина твердая, крепкая и плотная, желтоватого цвета с фиолетовыми прожилками, которые от травления разведенной серной или слабой соляной кислотой принимают пурпурный цвет. Надо выбирать комли только старых кустов, потому что молодое дерево прожилок не имеет. Сирень особенно подходит для инкрустаций.

17) Крушина Молодая древесина довольно плотная и однородная, без определенного цвета; интересна она только тем, что великолепно принимает цветные протравы и благодаря этому неоценима в мозаичном деле. Старая древесина обладает красноватым цветом с весьма красивым черным рисунком, никогда не трескается и не коробится; прекрасно выглядит под матовым лаком и поэтому желательна в мастерской инкрустатора.

18) Барбарис дает древесину прекрасного желтого цвета, шелковистую, твердую, крепкую и гибкую, употребляется для оклейки дорогих изделии и главным образом для инкрустаций. Опилками барбариса можно пользоваться как красящим веществом

19) Остролист (падуб). Дерево замечательно своей белизной, напоминающей слоновую кость; со временем оно несколько желтеет, но этого можно избежать, если покрыть его бесцветным лаком.

Дерево плотное и однородное по строению, что еще более увеличивает его сходство с костью. Как и всякое белое дерево, остролист требует чистоты отделки, что достигается, при помощи хороших острых инструментов Старые пни остролистника дают древесину еще более плотную, слегка буроватого цвета. Хотя дерево произрастает почти повсеместно в Крыму, на Кавказе и на Дальнем Востоке, в торговле оно неизвестно и поэтому приходится делать самостоятельные заготовки. Если требуется сохранить белизну дерева, то не лишними будут следующие советы: свежесрубленное дерево надо тотчас употребить на приготовление шпона, и каждый кусок отдельно подвесить к потолку в вертикальном положении для просушки. Время от времени на древесине будет появляться плесень, которую надо сразу же соскребать дочиста. Когда плесени более не будет, это послужит признаком того, что дерево просохло. Остролист одинаково хорош и для инкрустации, и для мозаики, и для живописи.

20) Сумах дает плотную, тяжелую древесину светло-желтого цвета с зеленоватыми прожилками; очень хорош для инкрустаций, но употребляется редко, так как его невозможно найти в продаже.

21) Карандашное дерево есть разновидность кедра; отличается приятным розоватым или розовато-бурым цветом довольно сильным запахом; чрезвычайно легко обрабатывается и великолепно принимает политуру, несмотря на мягкость Особенно интересно в мозаике.

22) Аимонное дерево. Под этим названием продается несколько разнообразных по происхождению, но имеющих желтый цвет и лимонный запах деревьев Они очень дороги, подходят для инкрустационных работ, но далеко не необходимы.

23) Красное дерево. Под этим названием продается дерево различных пород и мы лишены возможности высказать даже самое общее определение его качеств и даже цвета. Все сорта более или менее подходят для работы и все одинаково доброкачественны, поскольку не имеют внешних недостатков. При покупке надо всегда выбирать древесину более яркой окраски и средней твердости. Древесина светлой окраски на солнце выцветает, а темной со временем чернеет.

24) Амарант отличается жилистостью и плотностью. Цвет его красно-фиолетовый, после лакировки переходит в бурый с черными жилками. Хорош только для крупной инкрустации в сочетании с металлическими вставками.

25) Настоящее черное дерево (эбен) для инкрустационных, а тем более мозаичных работ не подходит из-за хрупкости, которая не допускает тщательной подгонки мелких кусков дерева. К тому же черное дерево требует особой шлифовки и полировки, что заставляет от него отказываться и предпочитать искусственно окрашенное дерево.

Настоящее черное дерево изредка употребляется для сплошной фанеровки дорогой мебели и только по особому требованию любителей.

26) Фернамбук, или бразильское дерево имеет желто-оранжевый цвет с красиво расположенными порами. На воздухе оно быстро темнеет и принимает совершенно черный цвет.

Под бесцветным лаком оно принимает вишнево-красный цвет и приятную шелковистость. Изменчивость цвета делает это дерево непригодным для мозаичных работ, но оно находит широкое применение как красильное вещество.

27) Палисандр (фиалковое дерево, якаранда). Цвет древесины неопределенный и крайне изменчивый. Во всяком случае, основная древесина коричневого цвета, а прожилки более темные или даже черные и настолько широкие, что иногда почти скрывают коричневые. Со временем палисандр чернеет.

Тем не менее это дерево высоко ценится инкрустаторами за красоту рисунка.

28) Атласное или сатиновое дерево имеет бледный палево-желтый цвет с мельчайшими блестками. Оно чрезвычайно интересно тем, что светлая политура превращает его цвет в канареечно-желтый, а блески придают дереву блеск и переливы шелка. Оно относится к группе так называемых кайенских деревьев, между которыми встречаются ярко-желтые, красноватые, оливково-зеленые и бурые. Все они чрезвычайно интересны и желательны в инкрустационном и мозаичном деле.

29) Розовое дерево не представляет какую-либо одну породу, а происходит от самых разнообразных. Общим у них является только цвет прожилок, расположенных довольно красиво. Прожилки иногда бывают розовые и даже красные, но чаще они розовато-бурые.

Некоторые разновидности, например, тюльпанное дерево, отличаются яркими, правильно расположенными прожилками. Другие не так красивы, но обладают довольно сильным пряным запахом, напоминающим аромат роз. К сожалению, тюльпанное дерево выцветает Полируется бесцветной политурой без масла.

30) Сандал. Для инкрустаций, а особенно для мозаики, совершенно не годится, но дает превосходную протраву и это заставляет нас упомянуть о сандале. Впрочем, есть белый сандал с очень нежной, чуть желтоватой древесиной, но его достать трудно, он встречается под названием белого лимонного дерева.

31) Королевское или фиолетовое дерево — одно из самых красивых и ярко-окрашенных. Цвет его — грязно-фиолетовый или буровато черный с лиловыми переливами и красивыми светло-розовыми прожилками; на общем фоне встречаются густо расположенные более светлые блестки. Твердость и плотность значительные. Превосходно полируется без масла. Подходит для мозаичных работ.

32) Кампешевое дерево служит для приготовления протрав.

33) Коралловое дерево особенно пригодно для мозаики. После вырубки оно некрасивого цвета, очень похоже на ольху, но быстро темнеет и принимает приятную коралловую окраску, от которой и произошло его название. Особенно красива разновидность, называемая дамасским деревом* на его коралловом фоне видно множество перепутанных прожилок, наподобие тех, какие видим на дамасской стали.

Разновидности — Кондори и Павлиний глаз — имеют темно-желтый цвет.

34) Туя. Из всех разновидностей только алжирская туя заслуживает особого внимания инкрустатора

Вряд ли ошибемся, утверждая, что это дерево — самое красивое из всех пород, употребляемых для изготовления шпона в столярном деле. Яркость окраски, тонкость и изящество расположения прожилок, легкость полировки и стеклянистый блеск — все в этом дереве красиво и превосходит лучшие сорта другой древесины. Особенно красивы буро-розовые крапинки, которым, подобно шкуре леопарда, усеяна вся поверхность туи и которые придают древесине своеобразную прелесть. Цвет дерева постоянен и нечувствителен к свету, что тоже следует причислить к достоинствам. Цвет древесины неопределенный: чаще всего молено заметить перепутанные бурые, коричневые, желтые и красные прожилки. Общий тон окраски, получается от преобладающего количества одноцветных жилок

35) Тропический клен. Имеется несколько разновидностей, отличающихся прекрасным цветом и рисунком прожилок.

  1. a)Серый волокнистый клен. Цвет дерева серовато-белый с серебристым блеском; прекрасно обрабатывается, несмотря на сравнительную твердость, со временем сероватый цвет исчезает и появляется желтый, но блеск сохраняется полностью.
  2. b)Пятнистый клен. Древесина вязкая и твердая, серебристо-белого цвета, изредка желтовато-молочная с массой мельчайших блесток. Дерево полируется плохо, в мозаике применяется при изготовлении больших вставок.

с) Серебристый клен дает древесину совершенно белую, требует чистой отделки и легко ей поддается.

Мы описали далеко не все породы деревьев, а только те, которые наиболее подходят для мозаики и инкрустации в натуральном, неокрашенном виде.

Большого разнообразия цветов в натуральном дереве не ищите; не ищите также одинаковой насыщенности цвета. Единственное требование, какому должно отвечать натуральное дерево,— это красота рисунка.

Вот почему рекомендуем для инкрустаций исключительно натуральное дерево, где важнее рисунок, а не его цвет. Изредка их можно употреблять для мозаики, состоящей из очень мелких кусочков — шашек, где, наоборот важен только цвет и направление волокон. Естественно, что для мозаичных работ лучше употреблять дерево крашеное, что дает возможность получить громадное количество не только колеров, но и оттенков. Каждый, кто имеет дело с деревом, должен уметь его красить. Окраска или травление бывают поверхностными, а это для мозаичных работ не годится, потому что при шлифовке окраска может совсем стереться или сильно ослабнуть. Другой способ состоит в сквозном, глубоком прокрашивании – на нем мы и остановимся.

Есть два вида красок: а) растительные отвары, которые дают тусклые, неяркие оттенки, но зато сохраняют рисунок натурального дерева. Окраска ими, очень желательна, особенно при изготовлении крупных шашек мозаики и в инкрустации; и б) анилиновые краски или составы каменноугольных красок. Они дают чрезвычайно яркие цвета самых разнообразных оттенков, прочные и красивые; но эти краски иногда мертвят древесину и поэтому годятся только для мелких мозаичных работ

Эти соображения заставляют нас описать приемы окраски дерева, предупредив, что это дело хлопотное, но с избытком вознаграждает затраченный труд и время.