Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определённый узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна, а на деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскалённой кочергой или шпагой…

Выжигание по дереву, или пирография — один из видов декоративной отделки поверхности древесины! Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигатели очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, а под рукой всегда должен быть карандаш, ластик, мелкая наждачка, подставка для выжигателя, подставка (металлическая) для сменных жал, удобные для снятия и навинчивания жал пассатижи, эскизы, по которым будет выполняться работа, а рядом должна быть электророзетка. Учтите, что помещение должно быть хорошо проветриваемым и рядом не должно быть ничего мокрого – это элементарная техника безопасности по работе с электроприборами.

Наилучший материал для выжигания — фанера, заготовки из липы и ольхи, осина, тополь или каштан. У них светлая и однородная структура древесины. Она должна быть сухой и без сучков. Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой.

Когда Вы определились на чём будете делать выжигание, обратите, пожалуйста, своё внимание на то, чем вы это будете делать, то есть какими инструментами.

Для того чтобы купить выжигатель, достаточно зайти в любой магазин вроде «Юного Техника» или художественный салон. Лично я, рекомендую покупать тот, что похож внешне на паяльник и с прилагающимися разнообразными жалами, которые делаются из латуни. Такие выжигатели удобны тем, что можно быстро делать и толстые, и тонкие линии, а ещё использовать фигурные жала, получая уже готовые элементы орнаментов. У такого паяльника очень удобная форма – он берется в руку как карандаш или ручка и имеет ограничитель, что позволяет удобно положить его на подставку, откуда он не скатится и не упадет.

Теперь, перейдем к эскизам. Нужно сделать эскиз на бумаге, желательно в масштабе 1:1. Особо мелкие или детали, вызывающие сомнения в прорисовке нужно изображать отдельно, более крупно, а затем в том размере, в каком они будут на готовой работе.

Если Вы совсем не умеете рисовать, не беда, можно использовать такой метод: взять кальку, положить поверх рисунка, с которого будет сделана копия, и рисовать по контуру. А потом с помощью копирки обвести рисунок. Таким образом, эскиз будет перенесен на заготовку.

Для тех, кто умеет рисовать, рекомендую эскиз с бумаги перерисовать на заготовку без всяких копирок – Вы сможете по ходу перерисовки что-то откорректировать. Ведь бумага – это бумага и некоторые штрихи окажутся не учтены. А вообще можно делать эскиз прямо на заготовке, но этот метод потребует от Вас максимально аккуратной работы и большой точности, ведь стереть карандаш с дерева хуже, чем с бумаги. Для эскизов лучше карандаши средней мягкости, а вот при работе на дереве, ластик берем пожестче, Так можно сразу удалять ненужные линии, а мягкий ластик просто размажется по дереву и оставит грязное пятно. Но для новичков лучше начать с бумажного эскиза, а потом срисовать его на  заготовку.

Условно способы выжигания можно разделить на три основных вида: контурное, силуэтное и живописное или художественное.

Отличаются они друг от друга в основном техникой исполнения.

Контурное выжигание. Этот вид выжигания используют многие начинающие. Он относительно прост и напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Однако эта легкость только кажущаяся. Обратите особое внимание на правильное рабочее положение руки. Рука не должна быть скованной и обязательно должна иметь точку опоры. Контурное выжигание выполняется, как правило, кончиком иглы. При выжигании контуром избегайте появления точек, которые получаются при остановке иглы или замедлении ее движения. Необходимо учитывать и текстуру древесины. Плотные слои древесины труднее поддаются выжиганию. Наоборот, рыхлые легко прожигаются на глубину. Линии надо стараться проводить одинаково ровные по ширине и глубине. Работать следует не очень раскаленной иглой, для этого надо уменьшить до предела напряжение тока, идущего к игле от трансформатора. Помните, что при выжигании нельзя нажимать на иглу. Нужно только слегка касаться поверхности древесины; двигать иглу следует плавно и равномерно.

Нежелательные точки чаще всего появляются в начале или конце линии, когда вы ставите иглу на поверхность древесины, а потом начинаете движение иглой, или в момент, когда закончили отрезок и остановились, хотя бы на долю секунды. Чтобы их избежать, не ставьте иглу на материал перпендикулярно.

Старайтесь, чтобы движение иглы шло по касательной. Повторив это движение многократно с выключенным прибором, научитесь плавно опускать и отрывать иглу от поверхности древесины.

Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание. Форма иглы — загнутая часть расклепана, и «подошва» иглы тщательно зашлифована. При силуэтном выжигании «подошва иглы» касается всей своей плоскостью поверхности материала. Движение иглы должно быть направлено вдоль волокон древесины, а сама игла будет расположена поперек волокон. Соприкосновение подошвы иглы с материалом и в этом случае должно происходить по касательной. Накал иглы для начинающих рекомендуем минимальный. При этом происходит медленное сгорание древесины. Если технология силуэтного выжигания выполнена точно, получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этот прием в силуэтном выжигании называется «гладкий штрих». Им можно выжигать довольно большие поверхности. «Гладкий штрих» может быть не только темным: движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой важный прием силуэтного выжигания — «отжог». Вы можете не обводить контур рисунка, используя технику контурного выжигания, а сразу же начинать силуэтное выжигание, только соблюдайте некоторые правила. Держа иглу подошвой вниз и чуть-чуть наклонив ее вперед, кончиком иглы и маленьким участком ее подошвы начинайте плавное движение вдоль линии рисунка. Двигаясь вдоль внутренней стороны рисунка, осторожно поворачивайте орнамент по кругу, оставляя руку с иглой в одном и том же рабочем положении. Кончик иглы должен все время касаться края линии рисунка. Постепенно поворачивая орнамент, замкните выжженный широкой линией контур. Внутреннюю часть его теперь можно легко выжечь темным «гладким штрихом», ведя иглу вдоль волокон древесины. В этом случае вы в начале работы как бы отожгли от края полоску и одновременно четко обозначили сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Используется отжог при росписях сидений и спинок стульев, столешниц столов и другой мебели, различных разделочных досок, кухонных наборов, орнамента на полу и т. д.

Живописное, или художественное, выжигание. Технические приемы этого вида выжигания в основе своей базируются на приемах контурного и больше всего силуэтного выжигания. Однако ограничиться только приобретенными навыками недостаточно. Начинать работу по художественному выжиганию целесообразнее всего с изображения геометрических тел самой простой формы: цилиндра, шара, конуса и т. п. Эта работа познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Различное количество света, отражаемого поверхностями формы, составляет понятие тона. Чем четче разграничение светотени на поверхностях предмета, тем яснее выявляется его объемная форма. При выполнении художественного выжигания нужно на время забыть о том, что форма имеет контуры. Ведь контур всего-навсего та линия, которая определяет границы формы. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Вначале выделите самую темную тень. Затем постепенно переходите к полутонам. Закончив эту часть работы, вы дойдете до самых светлых мест.

Очень важно проработать и фон, так как он играет роль пространства, в котором находятся предметы.

При художественном выжигании надо показать, что одни предметы находятся ближе (на переднем плане), а другие — несколько в глубине и что между этими предметами находится свободное пространство. При этом необходимо передать тоном не только объемную форму, но также различный «цвет» и материал предметов. Передача цвета при выжигании будет заключаться в том, чтобы передать его густоту, делая одни предметы темнее, а другие светлее. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами художественного выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. А поэтому советуем начинающим выжигальщикам как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширять ваш кругозор и фантазию.

Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой.

Рисунки, нанесенные способом глубокого выжигания, предварительно обрабатывают стальной щеткой, чтобы удалить толстый обуглившийся слой в глубоких местах.

Зачистку шкуркой и щеткой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов.

После очистки обязательно покройте свою работу мебельным лаком для защиты от царапин и других физических и химических внешних воздействий.

© 2018 www.drev.biz. All Rights Reserved.