На протяжении многих веков из дерева на Руси строили храмы и крепости, боярские дома и крестьянские избы, бани, амбары, заборы. Для самых значимых конструкций использовался выстоянный бревенчатый материал из столетних деревьев. Наиболее удачными считались стволы без веток. Отсюда появилось такое выражение, как «без сучка, без задоринки».
Славянские плотники учитывали также сторону смещения колец на спиле. В той части ствола, которая ориентирована на север, древесина более плотная, поэтому бревна при закладке дома укладывались этим боком наружу. Данный метод получил название «северить».
Древние славяне уделяли внимание охране природы, поэтому не заготавливали древесину по речным берегам. Они знали, что корни удерживают скаты от обрушений. Взамен вырубленных деревьев высаживали новые, и в большем количестве.
Особым спросом на Руси пользовались хвойные породы – сосна, ель, лиственница. Наши предки особенно ценили лиственницу, поскольку знали, что она не гниет в воде. Эту древесину использовали для построек в приморских зонах. Из сосны возводились срубы. В них содержится большое количество смол, которые после просушки бревен склеивают древесные волокна, что придает материалу хорошие теплоудерживающие и водоотталкивающие свойства.
Из твердого и прочного дуба строились колодцы и изготавливались сваи. Липу использовали для амбаров, бань и хлевов. Из ели строить было сложнее, чем из сосны, поскольку порода значительно тверже. Но благодаря усилиям плотников из нее получалась изба с необычайно чистым и тонким ароматом. Березу также не обходили вниманием, особенно там, где наблюдался недостаток хвойных пород.
У славян было и много поверий, связанных с лесом и заготовкой древесины. Перед тем как срубить дерево, мастера просили у него прощения, объясняя необходимость своих действий. Никогда не использовали мертвое дерево, поскольку знали, что материал, лишенный жизни, не наполнит силой будущее жилье.
Деревья рубили зимой, но подходящий материал присматривали с весны и до осени подносили дары корням. Параллельно заготавливался мох, необходимый для законопачивания щелей. Этот процесс также был связан с приметами. Кучки собранного мха на неделю оставляли на земле, а затем использовали лишь те, под которыми не завелись червяки и жуки. В полнолуние деревья не беспокоили, поскольку считали, что они подпитываются мощной энергией Луны.
Деревянное зодчество дольше всего продержалось в северных районах России. Связано это с обильными лесами и дешевизной материала. Оттуда, кстати, пошла традиция украшать дома художественной резьбой.
Наиболее распространенным был дом-четырехстенок под четырех- и двухскатной крышей. В конце восемнадцатого века на Дальнем Востоке и в Сибири появились первые в России «шестистенки», но их могли позволить себе построить только зажиточные люди. Не отличалось особым разнообразием и внутреннее убранство. Окна закрывались изнутри с помощью деревянных задвижек. Стекла не использовались вплоть до 19 века. Защитой служил натянутый бычий пузырь. Те, кто был побогаче, использовали слюду или похожие материалы.
В народной памяти прочно закреплен образ дома Бабы Яги – «избушки на курьих ножках». Продукция киноиндустрии и книжные иллюстрации изображают ее разной: ветхой и маленькой, просторной и мощной, но неизменным атрибутом остаются лишь куриные ноги. Откуда же они взялись у традиционной деревянной избы?
Такой элемент конструкции связан с древним дохристианским обычаем погребения усопших. Тогда покойников сжигали, а останки хоронили в специальном «мертвом доме», расположенном вдали от деревни. Его устанавливали на подпорках из дерева, которые были сделаны довольно грубо и действительно напоминали лапы куриц. Эти опоры изначально называли курными – словом, образовавшимся от глагола «курить», поскольку деревянные элементы коптили и обкуривали, чтобы отпугнуть насекомых. Со временем «курные» стали «куриными».